среда, 24 июля 2013 г.

Профессия: теннисный агент (часть первая)

В этой статье речь пойдет о теннисных агентах (и теннисных агентствах), о тех людях, которые организуют повседневную жизнь теннисистов в туре, начиная с записи на турниры, бронировании мест в гостиницах и покупкой билетов на самолеты, и заканчивая организацией интервью и "выбиванием" для своих подопечных вайлдкардов на турниры. Однако, лишь этим их деятельность совсем не ограничивается - помимо бытовых проблем, которые решают агенты, облегчая жизнь теннисистов в туре, основная их миссия - это приносить их клиентам прибыль, в виде долгосрочных рекламных контрактов. Некоторые теннисисты могут спокойно длительное время обходиться без тренеров, но вот в услугах агентов нуждаются абсолютно все.

Как известно, у теннисистов нет гарантированной зарплаты - весь их доход состоит из призовых денег, заработанных на турнирах, а потому для всех игроков очень важно иметь спонсоров, по крайней мере тех, которые снабдят их ракетками и экипировкой. Поэтому главная задача агента убедить потенциальных спонсоров в том, что они вкладывают деньги в перспективного игрока, способного к большим достижениям.

Сотрудничество теннисиста и агентства начинается еще с юниорского возраста. Для начала, молодому игроку важно просто получить от производителей одежды и ракеток бесплатную форму и инвентарь. Если же к теннисисту со временем начинают приходить успехи, то спонсорское вознаграждение за использование определенных марок одежды и инвентаря может быть весьма ощутимым в общем доходе игрока, при этом для звезд тенниса оно исчисляется шестизначными цифрами. Чем успешнее игрок, тем проще для агентства находить не только теннисных спонсоров, но и привлекать к спонсорству компании, которые к спорту вообщем-то не имеют никакого отношения.

Собственно, тут кроется взаимная выгода - агенты ищут и организуют для игроков выгодные контракты, с которых сами же имеют очень приличный процент. Конечно, вам никто никогда не скажет точный процент от сделки, причитающийся агенту, однако мировая практика свидетельствует, что обычно вознаграждение агентству находится в пределах 10-20 процентов от суммы контракта. И тут уже говорится, как повезет. Многие агенты благодарны судьбе за то, что разглядели в 11-12 летних мальчишках и девчонках будущих звезд тенниса, таких, например, как Шарапова или Дель Потро. А потому, за перспективными юными теннисистами известные агентства устраивают настоящую охоту, пытаясь заполучить будущих звезд, которые потом будут приносить им приличные доходы.

Итак, краткий обзор самых известных теннисных агентств:

Бьорн Борг и Марк Маккормак
1. IMG (International Management Group) - медиагигант, в интересы которого входит не только теннис, но другие виды спорта. Агентство было основано Марком Маккормаком, знаменитым спортивным агентом, юристом и писателем. Именно ему был посвящен известный голливудский фильм "Уимблдон" с Кирстен Данст и Полом Беттани в главных ролях, в знак признания того огромного вклада, который он внес в развитие тенниса и гольфа. Компания также занимается делами многочисленных топ-моделей, звезд Голливуда и многих других известных людей. Еще год назад IMG можно было назвать самым элитным теннисным агентством, ведь в числе его клиентов были Рафаэль Надаль и Роджер Федерер. Однако, когда эти теннисные знаменитости вместе со своими многолетними агентами покинули эту фирму, безусловно, это стало для нее большой потерей. 

Впрочем, даже после ухода Надаля и Федерера, у IMG остался внушительный список звезд тенниса и подающих надежды молодых игроков, среди которых Мария Шарапова,  Новак Джокович, Давид Феррер, На Ли,  Бернард Томич, Марион Бартоли, Винус Вильямс, Кеи Нишикори, Джеймс Блэйк, Райан Харрисон.

Кроме того, IMG владеет турнирами в Майами и Стэнфорде, владеет телевизионными правами на многие теннисные турниры и курирует знаменитую теннисную академию Ника Боллетьери, расположенную во Флориде.

Главный управляющий  Lagardère Unlimited - Арно Лагардер
2. Lagardère Unlimited - фирма с французскими корнями, причем за пределами Франции эта компания приобрела известность после 2009 года, когда она объединилась с американской компанией BEST. 

Среди клиентов этой компании братья Брайаны, Слоан Стивенс, Елена Веснина, Кристина Макхейл, Екатерина Макарова, Агнешка Радванска, Тэйлор Таузенд, Джон Изнер, Каролин Возняцки, Мелани Уден, Жени Бушар, Виктория Азаренко,  Ежи Янович, Кевин Андерсон, Энди Роддик, Гаэль Монфис, Марди Фиш, Станислас Вавринка, Ришар Гаске, Сэм Кверри, Милош Раонич, Томми Хаас и многие другие менее известные игроки и начинающие юниоры.

Группа компаний Lagardère также владеет турнирами ATP в Вашингтоне, Бастаде и Стокгольме, а также контролирует медиа-права на US Open, Винстон Сейлем, Атланту, Сан Хосе и Ньюпорт.

3. Octagon  - одна из дочерних компаний еще одного медиагиганта Interpublic Group of Companies, Inc., расположенного в Нью-Йорке.

Среди клиентов этой фирмы  Лора Робсон, Мартина Хингис, Янина Викмайер, Доминика Цибулкова, Григор Димитров, Лиса Раймонд, Эрнест Гулбис. Поэтому, когда вдруг образовывается весьма интересная пара Робсон-Раймонд, вряд ли стоит этому сильно удивляться - наверняка, компания приложила к этому союзу свою руку тоже. Однако, в этом году контракт Робсон с Octagon истекает и по сообщениям британской прессы она вскоре может подписать контракт с IMG. 


Simon Fuller - The Championships - Wimbledon 2013: Day Thirteen
Саймон Фуллер (справа вверху) на финальном матче
Уимблдона между Новаком Джоковичем и
Энди Маррем
фото Getty Images
4. CAA Sports (Creative artists agency) - это спортивное агентство еще одной, очень известной фирмы  "19 Entertainment" Саймона Фуллера, которая представляет многих известных спортсменов и артистов, среди которых, например, чета Бэкхемов, Энни Леннокс и Льюис Хэмильтон. Формально, менеджерской компанией Энди Маррея является именно 19 Entertainment.

Среди других теннисных клиентов компании Фернандо Вердаско, Мария Кириленко, Штеффи Граф, Андре Агасси. До декабря 2012 года эта же компания была агентством Новака Джоковича, пока он не перешел в IMG.

Корадо Чабушниг
5. Агентство "Top Seed" основано бывшим профессиональным теннисистом Корадо Чабушнигом и в настоящее время ведет дела многих известных игроков ATP-тура, среди которых Виктор Троицки, Александр Долгополов, Потито Стараче, Игорь Куницын, Марсель Граноллерс, Марко Чудинелли и Симоне Болелли.

6. Ace Group International  - агентство, которое возглавляет бывший менеджер Энди Маррея Патрисио Эпи. Шотландец покинул компанию в 2008 году, когда истек срок его контракта. И хотя на сайте компании не указано, кого из игроков в данный момент представляет это агентство, тем не менее, есть ссылка на то, фирма вела переговоры в интересах Жиля Симона, Янко Типсаревича, Робина Хаасе, Оливера Рохуса и Евгения Королева.

Кроме того, именно эта компания проводит традиционный турнир перед Уимблдоном в Будлс.

7. ChampEvents - компания, владельцем которой является бывший тренер Томаса Мустера Ронни Лайтгеб. Среди известных клиентов этой компании два теннисиста - Юрген Мельцер и Николай Давыденко.

8. Next Generation - немецкое агентство, которое ведет дела таких теннисистов, как Филипп Кольшрайбер, Кристофер Кас и Мона Бартель.

9. 360 Management - французское агентство, клиентом номер один которого является Джо-Вилфред Тсонга. Кроме него, компания также ведет дела других французских теннисистов, среди его клиентов: Жульен Беннето, Бенуа Пэр, Матильда Йоханссон, Николя Маю, Полин Парментье и Гиллермо Руфен.

Кто-то из теннисистов всю свою карьеру работает с одним единственным агентством, кто-то предпочитает со временем попробовать что-то новое. Но во второй части статьи речь пойдет о тех теннисных агентах, чье имя уже прочно ассоциируется с определенными игроками, и которые стали для своих подопечных кем-то больше, чем  просто обычными деловыми партнерами.

1 комментарий:

  1. Анонимный24 июля 2013 г., 21:13

    спасибо за интересные статьи








    ОтветитьУдалить