понедельник, 6 апреля 2015 г.

Грунтовый сезон может стать краткосрочным решением проблем Рафаэля Надаля

Рафаэль Надаль
фото EPA
Думаю, что всех поклонников Рафаэля Надаля немного беспокоят его последние результаты на турнирах в Майами и Индиан Уэллсе, впрочем, как и начало 2015 года. Возможно, статья Бена Ротенберга, опубликованная в "The Guardian" прибавит им чуточку оптимизма.

Рафаэль Надаль вновь возвращается на территорию, на которой он чувствует себя наиболее комфортно, но в этот раз с гораздо более шатким фундаментом, чем на протяжении последних десяти лет. Новый рейтинг, появившийся в понедельник, ставит нас перед неоспоримым фактом: когда-то непобедимый Надаль теперь находится на пятом месте в рейтинге.

Надаль всегда был в своей лучшей форме во время весеннего грунтового сезона, доминируя с Монте-Карло в апреле и заканчивая Ролан Гарросом в июне. Однако прошлогодние результаты Надаля на грунте были одними из самых худших в его карьере, начиная с Ролан Гарроса 2005 года. Он заработал всего лишь 3 870 рейтинговых очков.

Из-за различных травм и болезней, а также многочисленных поражений игрокам, над которыми обычно Надаль доминировал, ему не удалось заработать больше 1 385 очков за девять месяцев после Ролан Гарроса 2014 года. За этот период он находится лишь на 22 месте в ATP по очкам, и это дает Надалю не слишком большой запас уверенности перед тем, как он возвращается на грунт.

После поражений в четвертьфинале Индиан Уэллса и в  третьем раунде Майами, Надаль опустился на 5 место в рейтинге ATP, и это его худший результат за последние два года. Его обошли Энди Маррей, и вытеснивший его из топ-4 Кеи Нишикори. Более того, он находится на расстоянии всего лишь 200 очков от 6-й ракетки Милоша Раонича; а в последний раз за пределами топ-5 Надаль был еще до того, как выиграл свой первый титул открытого чемпионата Франции, почти десять лет назад.

Даже в лучшие времена своей карьеры  Надаль никогда не выпячивал свои заслуги, однако он открыто признал свой нынешний спад. Во время Индиан Уэллса, когда он еще занимал 3-е место в рейтинге, его спросили, что значит для него снова быть в четверке вместе с Новаком Джоковичем, Роджером Федерером и Энди Марреем.

"Я не слишком долго пробуду в четверке в ближайшее время", - ответил он, улыбаясь. "Но меня это не беспокоит. Мне предстоит защищать много очков до Ролан Гарроса, так что есть большая вероятность, что я выпаду из топ-4. Но я надеюсь, что потом вернусь обратно".

Но насколько расслабленно Надаль рассуждал о своем спаде, как о абстрактном понятии, настолько же он был напряжен и нестабилен весь этот год. Он чувствовал, что его тело и игра вновь приобрели свою силу, но психологическая устойчивость все еще оставляет желать лучшего.

"Дело не в теннисе", - сказал Надаль после своего поражения в третьем раунде Майами. "Проблема в том, что я не могу чувствовать себя достаточно расслабленным на корте. Месяц назад или полтора месяца назад я просто не чувствовал игру. Сегодня моя игра значительно улучшилась по сравнению с тем, что было полтора месяца назад. Но в то же самое время я играю гораздо более нервно в большинстве моментов, в важные моменты матча".

Надаль также признал, что значительно чаще испытывает психологические проблемы, и это чуждо его игре. "Это то, чего раньше не случалось во время моей карьеры", - говорит он. "Я был способен все держать под контролем, контролировать мои эмоции, скажем, в 90%, 95% матчах в моей карьере. И это то, что сейчас все труднее держать под самоконтролем. Но я исправлю это. Я не знаю, в какой срок это произойдет - за неделю, полгода или в течение сезона, но я сделаю это".

Кажется, что грунт должен быть очевидным эликсиром, который вылечит Надаля, являющегося безоговорочным королем грунта в течение последнего десятилетия. Однако учитывая, что Новак Джокович уже прихватил три самых больших турнира в этом сезоне и как никогда настроен выиграть свой вожделенный первый титул Ролан Гарроса  - серб в кои веки является фаворитом у букмекеров в этом году - для Надаля этот грунтовый сезон может оказаться одним из самых тяжелых в его карьере. Но, как ни странно, проблемы Надаля могут создать сложности и для Джоковича; если Надаль будет находится за пределами топ-4, это означает, что он может встретиться с Джоковичем уже в четвертьфинале Ролан Гарроса (а на этом турнире Джокович проигрывает Надалю со счетом 0-6).

Джоковича и Надаля разделяет менее года в возрасте, однако такое впечатление, что они находятся на совершенно разных стадиях своей карьеры.

Надалю 28 лет, и он выигрывал турниры Большого Шлема почти все десятилетие, по крайней мере по одному в год. Он выиграл свой первый грандшлем в возрасте 18 лет, с такой силой вращения и мускулами, которых до сих пор в спорте не видели, но годы неизбежно должны были износить такой мощный двигатель. Трудно было представить, что Надаль сможет выдержать работу на таком высокооктановом уровне так долго.

Джоковичу 27 лет, и он начал свой путь в теннисе, обремененный астмой и другими болезнями, которые ставили под сомнение его шансы стать великим игроком.  Но время сделало его только сильнее, вулканизировав его резиновое тело, и сделав его безоговорочным номером 1 в мире.

Оба теннисиста провели ровно по 141 неделе во главе рейтинга, но уже сейчас легко можно предположить, что Надаль к этому числу уже ничего не добавит, а Джокович возможно только в начале пути. Чем лучше будут результаты Надаля, тем больше уверенности в себе он приобретет, но вряд ли он вновь будет таким же, как в свои молодые и более здоровые годы, чтобы попытаться вновь превзойти серба, который находится на пике своей карьеры.

Говоря это, у меня есть шикарное предложение посмотреть на Надаля на грунте. "Надеюсь, грунт поможет", - говорит Надаль. "Очевидно, что если я смогу выигрывать на грунте, то моя игра поможет мне приобрести уверенность в себе и сомнений станет намного меньше".

Учитывая, что он надеется в этом году выиграть свой десятый Ролан Гаррос, что кажется совершенно невероятным, он твердо знает, на что рассчитывать в своей дальнейшей карьере.

"Мне нечего терять", - говорит Надаль. "На этом этапе своей карьеры я выиграл достаточно всего, чтобы сказать, что у меня нет необходимости выигрывать что-то еще".

"Но я хочу выигрывать. Я хочу продолжать соревноваться. Я хочу сохранить чувство, что я могу соревноваться на каждом турнире, на котором я играю, и у меня есть мотивация это делать. Очевидно, что грунт  - это то покрытие, на котором мне сопутствовал успех, и я снова готов его повторить".

Источник: theguardian.com

Автор: Бен Ротенберг
Перевод: Madame Fortuna

2 комментария:

  1. Надаль уже старый дед! Куда ему улучшать свою игру? В таком возрасте уже ничего не исправить.Лучшие годы надаля позади. Он уже не может даже грунт осилить - возраст даёт о себе знать (30 лет уже) - физика села и выигрывать нечем.Ну а джоковичу открылась халявная старость - великие чемпионы уже не конкурента, а "молодые" постепенно стареют( напомню Нисикори в этом году уже 26 будет, Раоничу - 25 лет, Димитрову - 24уже...), а ни одного турнира,крупнее 500 они не выигрывали ...ещё или УЖЕ!!?

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный23 мая 2015 г., 0:03

    Джокович своё ещё получит , у него вся старость впереди!

    ОтветитьУдалить